image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7 image8

АДРЕС ( схема проезда >>> )
ул. Гоголя, дом 19, офис 46

РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН - ПТ: 9.00 – 18.00, СБ - ВС: выходной
(по согласованию консультации могут быть проведены в субботу, 10.00 - 15.00)

КОНТАКТЫ
Тел./факс: 8 (4852) 45-53-87;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение налога на недвижимость, вместо налога на землю и имущество, по планам Правительства РФ предполагалось не ранее 2015 – 2017 годов. Такие сроки были обусловлены отсутствием реального единого кадастра недвижимости и оценки его стоимости.Если сведения о земельных участках в ходе так называемой «дачной амнистии» за счет граждан как-то пополнялись, была проведена кадастровая оценка земель, то с объектами капитального строительства дело тормозилось. Построенные коттеджи, дачи, кемпинги, комплексы для отдыха и развлечений многие собственники земельных участков регистрировать не спешат. Зачем спешить ведь, размер налога на имущество значительно превышает размер земельного налога. А построенный на собственной земле объект недвижимости никто не отберет, даже и при отсутствии зарегистрированного права на него.

Фискальная задача земельной реформыНо фискальная задача земельной реформы должна выполняться, кадастр недвижимости должен «работать» на деньги, бюджеты должны иметь гарантированную статью доходов. Минэкономразвития предполагает, что в России в настоящее время не менее 30% неучтенной недвижимости физических лиц. Однако по данным Союза садоводов России неоформленных строений в России гораздо больше, чем 30%, если учесть, что право собственности оформили только 20% владельцев участков. В тоже время за 11 месяцев 2010 года из собственных доходов муниципалитетов за 11 месяцев 2010 г. на долю налога на землю приходится около 8%, а на имущество физических лиц — менее 1%. И здесь Минэкономразвития видит резерв повышения доходов местных бюджетов, не менее, чем на 30%. Однако точных расчетов у ведомства нет.

Тем не менее, реальное введение налога на недвижимость в ближайшее время активно обсуждается в правительственных кругах и подведомственных правительству министерствах. Называется срок введения налога – 2013 год.

Минэкономразвития РФ еще в начале года представил в администрацию Президента РФ методику массовой оценки недвижимости. Но сегодня изменен подход к определению объекта обложения налогом. Если раньше предполагалась «создать» в кадастре единый объект недвижимости, то сейчас единая методика расчета налога будет применяться раздельно к земельному участку и зданию, строению.

Минэкономразвития предлагает скорректировать процедуру постановки на кадастровый учет недвижимости, принадлежащей физическим лицам. По замыслу делается это не с целью повышения налогов, а для увеличения числа плательщиков налога. Многие граждане после строительства недвижимости на земельных участках не регистрируют ее, ссылаясь на недострой. В результате строения не учитываются в кадастре и местные бюджеты не добирают налог на имущество физических лиц.

Как же Минэкономразвития предлагает всех «посчитать»?

По методике массовой оценки дать рыночную оценку неучтенной недвижимости нельзя, поэтому она будет близка к инвентаризационной, т. е. по данным органов БТИ. Полномочиями по выявлению неучтенной в кадастре недвижимости предлагается наделить муниципальные земельные инспекции. После «выявления» делается упрощенная оценка постройки, а стоимость строения включают в кадастровую стоимость участка и собственник начинает платить повышенный земельный налог. При этом основной задачей в этом процессе считается увеличение налоговой нагрузки на владельцев жилья бизнес и премиум - класса, а также собственников коттеджей с земельными участками.

По версии Минэкономразвития земельный налог вырастет в основном для владельцев неучтенных дачных и индивидуальных жилых домов площадью более 200 кв. м, а для собственников меньших построек налог увеличится на несколько рублей или не вырастет вовсе.

При этом потенциал для роста доходов местных бюджетов видится чиновникам колоссальный. К примеру, по их расчетам налог за большой индивидуальный дом с земельным участком может составить около 100 тысяч рублей в год. Собственники же стандартного типового жилья, а таких в стране более 80 процентов, введения нового налогообложения по замыслу вообще должны не заметить.

Действительно, на том же совещании в Пскове 23 мая 2011 года по развитию местного самоуправления В. Путин поставил социально важную задачу: «Нам надо очень тщательно продумать границы ставок и вычетов, чтобы в результате реформы не пострадали социально уязвимые граждане. Мы не допустим ситуацию, при которой пенсионеры, инвалиды будут вынуждены тратить все свои пенсии и пособия на оплату налога на недвижимость за единственную квартиру или садовый участок».

А тем временем в очередной раз потерпела неудачу попытка депутатов «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР до принятия налога на недвижимость заставить богатых заплатить в федеральный бюджет за элитное жилье и земельные участки стоимостью более 15 млн рублей, автомобили, яхты и катера дороже 2 млн рублей, а также драгоценные металлы, ювелирные украшения и произведения искусства (живопись и скульптура) дороже 300 тыс. рублей. Первая попытка заставить богатых платить налоги за роскошь была предпринята в 2008 году. Представляя законопроект, член фракции «Справедливая Россия» А. Грешневиков, наш земляк, заявил: «Чтобы не было в стране бедных, богатые должны делиться».

Как же предлагалось богатым «поделиться»? В законопроекте размер налога предлагалось установить исходя из рыночной цены предмета роскоши. К примеру, для транспортных средств ценой от 2 до 20 млн. рублей ставка составляет 1% от стоимости, от 20 до 50 млн. рублей − 3%, дороже 50 млн. − уже 5%.

В отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них): стоимостью от 15 млн. рублей до 30 млн. рублей – 1%, от 30 млн. рублей до 50 млн. рублей – 3%, свыше 50 млн. рублей – 5%.

А имеются ли примеры введения налога на роскошь? В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что налоги на роскошь появились относительно давно. Особенно активно шло развитие налога в XVII и XVIII веках. Сейчас подобные налоги существуют в той или иной форме во многих странах мира: США, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии и др. К примеру, только в Сардинии «налог на роскошь» приносит около 1 млрд. долларов ежегодно.

  Берег СардинииДля справки. Сардиния (Sardegna) является одной из 20 областей Италии, обладая при этом автономией: здесь имеется собственный парламент, занимающийся вопросами местного самоуправления. Как и каждая область Италии, Сардиния делится на провинции, которые, в свою очередь, состоят из коммун. Коммуны обычно представляют собой населённые пункты с прилегающими к ним территориями.

В начале 2009 года на острове насчитывалось около 1,67 млн. жителей. Это очень немного в сравнении с общей площадью Сардинии, составляющей 24 тыс. кв. км (соответственно, плотность населения здесь - около 69 человек на квадратный километр).


Но парламентское большинство было начеку – усмотрело в законопроекте нарушение налогового законодательства в виде введения двойного налогообложения имущества, и законопроект был снят с рассмотрения в Госдуме.

Как бы там ни было, какие бы варианты не обсуждались в чиновничьих кабинетах, каждому необходимо задуматься: если будут принудительно считать недвижимость, надо рассчитать свои возможности по ее содержанию. Как бы не пришлось платить за садовый домик, как за жилой дом, а если уж платить придется – придать ему статус жилого дома, да еще с пропиской. Не помешает также установить четкие границы земельного участка в координатах, вычислить реальную площадь. Достоверная информация позволит сделать правильный выбор относительно юридической судьбы вашего домика и участка.

Правовое агентство «Своя земля»В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»


Опубликовано в журнале «Информационный коммерсант», № 6 (129)•7 |июнь|2011