image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7 image8

АДРЕС ( схема проезда >>> )
ул. Гоголя, дом 19, офис 46

РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН - ПТ: 9.00 – 18.00, СБ - ВС: выходной
(по согласованию консультации могут быть проведены в субботу, 10.00 - 15.00)

КОНТАКТЫ
Тел./факс: 8 (4852) 45-53-87;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проблема развития малого бизнеса на протяжении длительного периода времени является предметом обсуждения как на федеральном, так и на местном уровне. О малых предпринимателях заботится не только глава Правительства РФ. Непосредственно Президент России взял под защиту малый бизнес. И это вполне объяснимо. На заседании Госсовета в Тобольске 27 марта 2008 года Президент РФ озвучил предположение о том, что через двенадцать лет около 70 процентов активного населения России будет работать в небольших компаниях, а вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт страны составит не менее 50 процентов. Это уже намного ближе к мировой тенденции развития данного сектора экономики, который приносит Западу определяющую долю доходов в бюджет. Придавая такое значение будущему вкладу малого бизнеса в экономику России высшее руководство страны, можно сказать, по-отечески заботится о его развитии и защите.

Достаточно сослаться на Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», вступивший в силу с 15 мая 2008 года. В числе предлагаемых мер защиты указом определяются дополнительные меры финансовой поддержки предпринимателей. В частности, предполагается наделение органов государственной власти субъектов РФ правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе за счет специально выделенных для этой цели помещений. На местном уровне для этих целей могут устанавливаться льготные ставки арендной платы. Указом также определено право субъектов РФ устанавливать порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона.

Последнее положение Указа Президента РФ о праве приобретения малым бизнесом арендуемых помещений фактически реализовано. С 5 августа 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159 – ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 
Целью закона является оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса посредством установления для них временной – на период с 1 января 2009 года до 1 июля 2010 года – преференции на участие в приватизации, заключающейся в введении на указанный срок специального внеконкурсного способа приватизации – выкупа указанными субъектами арендуемого ими государственного или муниципального имущества.

Существо преференции заключается в предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение государственного или муниципального  имущества по цене, равной его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость определяется не государственными или муниципальными органами, а независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Федеральным законом установлены определенные условия предоставления преимущественного права приватизации имущества. Одна группа условий предусматривает чтобы на 5 августа 2008 года арендуемое имущество находилось в соответствии с договорами аренды такого имущества во временном владении или временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет. При этом арендатор не должен иметь задолженности по арендной плате в течение всего периода пользования имуществом. Если буквально толковать статью закона, то многие арендаторы могут получить отказ в приватизации по данному основанию, если они имели в течение какого-либо периода задолженность в течение всего времени аренды.
Следующее условие связано с размером площади арендуемых помещений и сроками рассрочки платежей. Площадь не должна превышать предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Предельные значения арендуемых площадей и сроки рассрочки должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2009 года. Если указанные параметры не будут установлены – их установит Правительство РФ.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации рассматриваются проекты законов об особенностях приватизации государственного и муниципального имущества с учетом местных условий.
Так, по сообщениям СМИ Москва сейчас готовит собственный закон о приватизации государственного имущества. При этом в Правительстве Москвы высказывают сомнения по поводу законности и целесообразности льготной продажи арендованного государственного имущества. Отдельные руководители департаментов высказывали намерение проверить законность нового закона в Конституционном Суде РФ, а уже потом решать вопрос, «как приводить московское законодательство в соответствие новым положениям федерального». Ряд столичных депутатов от «Единой России» также не склонны разделять увлечение федеральных коллег «рыночным романтизмом». Они не убеждены в том, «что только частник может быть эффективным собственником». Депутаты вспоминают опыт первой массовой приватизации, когда Москва лишилась детских садов, промышленных предприятий и прочей «стратегически» важной собственности. В этой связи считают, что любые преференции в сфере имущественных отношений, на которые идет Госдума в силу законодательного императива, «для Москвы опасны и грозят расцветом рейдерства.».
В Санкт-Петербурге предприниматели обращаются к депутатам и Губернатору принять закон, устанавливающий срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества не менее 5 лет, а размер арендуемой площади – до 1000 квадратных метров.
В Челябинской области законопроектом предусмотрена возможность установления предельного размера выкупаемой площади для малого бизнеса до 2000 квадратных метров с рассрочкой платежа 5 лет. 
Депутаты Воронежской Госдумы высказались за то, чтобы предельная площадь выкупаемых помещений составляла 1500 квадратных метров, а срок рассрочки платежа – 5 лет.
По проекту закона Свердловской области право на льготную приватизацию смогут иметь субъекты малого предпринимательства, арендующие площадь в пределах 2000 квадратных метров Рассрочку за выкупленное государственное и муниципальное имущество предлагается установить в размере 60 месяцев, т.е. 5 лет.


Малый бизнесВ Ярославской области проходят аналогичные процедуры. 25 августа 2008 года Губернатор Ярославской области внес в Государственную Думу Ярославской области законопроект «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О развитии малого и среднего предпринимательства». Законопроектом предусматривается площадь арендуемых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности не более 500 квадратных метров, а срок рассрочки платежа – 3 года. Законопроект рассмотрен комиссиями Госдумы и 9 сентября 2008 года Постоянная комиссия по экономической политике рекомендовала принять законопроект в первом чтении.
Из приведенных примеров виден большой разброс предельных площадей выкупаемых предпринимателями помещений, устанавливаемых законами субъектов РФ – от 500 до 2000 квадратных метров. Возможно предположить, что арендовать такие площади могут также разные категории предпринимателей. Так какие же категории предпринимателей могут рассчитывать на преференцию по выкупу арендуемого имущества?
Новый Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает ряд критериев, по которым коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к той или иной категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
До вступления в силу нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предпринимателей на категории подразделяли в основном по критерию средней численности работников за предшествующий календарный год и относили к одной категории – малые предприятия. При этом в зависимости от вида отраслей к малым предприятиям относились коммерческие организации исходя из следующих предельных уровней работников: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек. В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
С 1 января 2008 года вне зависимости от отраслей хозяйства новый закон к средним предприятиям относит коммерческие организации с численностью работников от 101 до 250 включительно. К малым предприятиям относятся коммерческие организации с численностью работников до 100 человек. Среди малых предприятий законом выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Необходимо заметить, что в новом законе предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Это - предельные значения выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ. До момента утверждения Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства данный подпункт применению не подлежал. Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года № 556 предельные значения выручки от реализации товаров работ или услуг были утверждены. С 1 января 2008 года действуют следующие предельные значения выручки от реализации товаров, работ или услуг для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60, малые предприятия - 400 и средние предприятия - 1000 миллионов рублей.
Как можно сопоставить новые критерии старым? По официальной статистике мэрии г. Ярославля за 2007 год по основным экономическим показателям малых предприятий оборот в расчете на одно малое предприятие составил 13815,5 тысяч рублей при средней численности работников 6,5. На одного работника оборот составил 2113,9 тысяч рублей.  Данные экономические показатели могут свидетельствовать о применении «статистическими» малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения, т. е. оборот предприятий НДС не облагается. Исходя из такого предположения по новому закону «статистическое» малое предприятие можно отнести к микропредприятию. Исходя из новых критериев существующие малые предприятия (микропредприятия) могут увеличить свою численность в сравнении с 2007 годом в 2 раза, а оборот – в 5 раз. При этом, увеличив численность работников до малого предприятия, выручка на одного работника может составить 4000,0 тысячи рублей. Иными словами закон позволяет нынешним предпринимателям сделать экономический прорыв «в гору» более чем в 2 раза. Добиться таких экономических показателей было - бы заманчиво для каждого предпринимателя. Но при нынешнем имущественном положении малого бизнеса, большинство представителей которого являются арендаторами недвижимости, такой рост остается лишь перспективой развития, мечтой, задачей.
 Если нет достаточной прибыли для выкупа арендуемых помещений предпринимателю остается получить кредит в банке. Не бросать же арендуемое длительное время помещение, в которое за время аренды вложены немалые средства!
С августа прошлого года Северный банк Сбербанка России совместно с Комитетом про управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля разработал порядок кредитования субъектов малого предпринимательства на приобретение объектов муниципальной недвижимости. 
Представители малого бизнеса, арендующие у КУМИ мэрии г. Ярославля производственные, торговые, офисные либо складские помещения, которые в соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества города Ярославля выставлены на продажу, либо малые предприятия и предприниматели, желающие принять участие в приобретении таких помещений на аукционе, могут обратиться в кредитные подразделения Северного банка Сбербанка России на территории г. Ярославля и получить решение о возможности кредитования на эти цели.
В случае согласия Банка на предоставление кредита при победе на аукционе субъект малого предпринимательства может получить кредит на срок до 5 лет в размере до 80% от сложившейся по результатам аукциона стоимости объекта недвижимости с оформлением его в залог и привлечением КУМИ Мэрии г. Ярославля в качестве залогодателя на время государственной регистрации перехода права собственности. К сожалению данная процедура «не работает» в силу невозможности зарегистрировать договор залога. Залогодателем может быть не КУМИ, а непосредственно предприниматель.
Исходя из реальной ситуации с помощью работников кредитного подразделения Сбербанка был проведен предварительный расчет расходов для малого предприятия, занимающегося деревообработкой и торговлей. Предприятие имеет в собственности деревообрабатывающий цех, автомобили. В цехе трудятся 60 работников. Оборот за 2007 год составил около 14 млн. рублей. Торговые и складские площади предприятия арендуются и находится в Заволжском районе г. Ярославля. Их площадь составляет 440 квадратных метра.
Исходя из сложившейся в первом квартале 2008 года стоимости торговой недвижимости в Заволжском районе г. Ярославля в 50000 рублей за квадратный метр предприятию необходим кредит в сумме 22 млн. рублей. Для получения такого кредита на 5 лет в залог необходимо отдать все имущество предприятия на сумму не менее 33 млн. рублей. Первая выплата по кредиту за месяц составит 690 тыс. рублей, а за период кредита выплата составит около 32 млн. рублей. Для сохранения оборота предприятия на прежнем уровне, не вкладывая ни копейки в развитие предприятия на протяжении 5 лет и исправно выплачивая кредит необходимо уменьшить фонд зарплаты в 2,3 раза. Как при таких обстоятельствах удержать работников предприятия от увольнений? Вопрос, конечно, интересный!

Помимо оказания предпринимателям адресной экономической помощи одним из мотивов принятия закона явилась ситуация, складывающаяся в большинстве субъектов Российской Федерации, в первую очередь в городах и в крупных населенных пунктах регионов России, в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон предписывает в срок до 1 января 2009 года осуществить в соответствии с законодательством о приватизации отчуждение всего «коммерческого» муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий.
Как указывается в пояснениях и обоснованиях к Федеральному закону в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Сроки и порядок отчуждения такого имущества установлены до 1 января 2009 года. Органы местного самоуправления должны осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или произвести перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года и не переданного в соответствии с законом в федеральную собственность.
Отчуждение муниципального имущества осуществляется, в частности, на основе преобразования муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». До преобразования указанных предприятий необходимо осуществить реструктуризацию их задолженности. Документ, подтверждающий погашение задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, является одним из оснований государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» готовится федеральный закон, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества.
Проблема осложнена еще тем, что вступившей в силу 26 апреля 2002 года новой редакцией Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» были отменены все льготные способы приватизации, включая и наиболее распространенный в муниципальных образованиях до 2002 года способ приватизации – выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества, позволяющий существовать и развиваться в первую очередь предприятиям малого бизнеса, которые имели возможность постепенно, по мере накопления средств, выкупать арендованное ими имущество. В результате одновременного действия положений упомянутых Федеральных законов большинство малых предприятий, являющихся в течение многих лет добросовестными арендаторами государственного или муниципального имущества и не располагающих необходимыми финансовыми ресурсами для конкуренции на открытых торгах с финансово-промышленными группами и крупными организациями, фактически поставлены на грань выживания, так как в сложившейся ситуации они не в состоянии сохранить за собой арендуемые ими площади, на которых располагаются их производственные подразделения, а органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не вправе предоставить им какие-либо преимущества при продаже указанных площадей на открытых конкурсах или аукционах. 


Налоговые платежи малого бизнесаТаким образом, если бы не были предприняты адекватные меры по законодательной поддержке малых предпринимателей при приватизации государственного и муниципального имущества и не обеспечены им преференции по выкупу арендованного имущества, на местах могло произойти существенное сокращение количества малых предприятий. Следствием такого сокращения непосредственно явится рост безработицы в связи с увольнением работников этих предприятий, и уменьшение доходной части и без того достаточно «скудных» местных бюджетов по причине сокращения получаемых от малого бизнеса налоговых платежей. Указанные экономические и правовые обстоятельства явились главной причиной принятия конкретных законодательных мер, направленных на создание благоприятных условий развития в стране малого предпринимательства. Именно на этом настаивал Президент Российской Федерации и что постоянно декларировалось на всех уровнях власти.
В тоже время в СМИ указываются на серьезные негативные последствия отчуждения муниципального имущества. Ранее закон о местном самоуправлении позволял органам местного самоуправления создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности без каких бы то ни было ограничений. Новая редакция закона разрешает создавать такие структуры только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, практика создания предприятий, не связанных с задачами местного самоуправления становится незаконной.
С одной стороны, данное правило является правовой гарантией реализации социального предназначения местного самоуправления, которое состоит, прежде всего, в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения. С другой стороны, такой подход к формированию муниципального имущества лишает муниципальные образования важных инструментов для решения задач собственного комплексного социально-экономического развития, а также сводит к минимуму неналоговые источники доходов местного бюджета. Между тем муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, увеличения его экономического потенциала. Местное самоуправление без экономической независимости становится безжизненным. Именно желанием сохранить экономическую независимость местного самоуправления можно объяснить попытки на местном уровне поставить малому бизнесу максимальные правовые и финансовые преграды в приватизации арендуемого имущества. Какая из противоборствующих тенденций окажется сильней либо будет установлен баланс интересов покажет ближайшее время. 



Правовое агентство «Своя земля»В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»