image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7 image8

АДРЕС ( схема проезда >>> )
ул. Гоголя, дом 19, офис 46

РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН - ПТ: 9.00 – 18.00, СБ - ВС: выходной
(по согласованию консультации могут быть проведены в субботу, 10.00 - 15.00)

КОНТАКТЫ
Тел./факс: 8 (4852) 45-53-87;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Федеральным и региональным законодательством установлены достаточно «льготные» условия и возможности для развития малого бизнеса во многих отраслях производства и оказания услуг. Здесь и многочисленные программы поддержки предпринимателей, и целевое кредитование развития бизнеса, и возможности выкупа арендуемого государственного или муниципального имущества на льготных условиях, и особые налоговые режимы, и еще множество других преференций. Но прямой ответ на вопрос - как на практике реализуются имеющиеся у малого бизнеса возможности, необходимо искать непосредственно в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

Федеральным и региональным законодательством установлены достаточно «льготные» условия и возможности для развития малого бизнеса во многих отраслях производства и оказания услуг. Здесь и многочисленные программы поддержки предпринимателей, и целевое кредитование развития бизнеса, и возможности выкупа арендуемого государственного или муниципального имущества на льготных условиях, и особые налоговые режимы, и еще множество других преференций. Но прямой ответ на вопрос - как на практике реализуются имеющиеся у малого бизнеса возможности, необходимо искать непосредственно в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

 

Если проанализировать содержание публикаций на тему малого бизнеса в СМИ, то общая картина будет пестрой и неоднородной. В одних регионах местные власти действительно помогают предпринимателям развивать свой бизнес, видя в этом важный источник пополнения бюджета. В других местах, к сожалению, предприниматели поддержки не находят. На этой почве зачастую возникает прямая конфронтация предпринимателей и местных чиновников. В такой борьбе «победителями», конечно же, оказываются представители местных властей. Но в действительности проигрывают люди, на территории которой существует такая конфронтация.

Проблема цены работ по территориальному землеустройству земельных участков граждан неоднократно обсуждалась в средствах массовой информации. Особую остроту теме придала предвыборная кампания 2007 года. Только ленивый журналист не писал на тему о сговоре землеустроительных организаций по завышению цен на межевание земельных участков малоимущих граждан и пенсионеров. Принятые федеральные законы, упрощавшие процедуру оформления гражданами земельных участков в собственность, не находили реализации на местах. Упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на землю «работал» не как было задумано.Налогооблагаемая база в виде земельных участков граждан пополнялась незначительно. Поставленные «центром» задачи создания на местах благоприятной обстановки и позитивного настроя граждан к проводившейся федеральным центром линии на расширение прав граждан и увеличение их правовой и материальной защищенности не выполнялись.

Геодезические работыДело в этой области отношений необходимо было срочно исправлять. Развернутая в тот период мощная пиар акция в защиту интересов «простого электората» фактически сформировала единое мнение о баснословных прибылях землеустроителей, «наживающихся» на «дачной амнистии». В отдельных  публикациях дошло до прямого обвинения землеустроителей в торможении «дачной амнистии». Отдельные голоса специалистов, раздававшиеся в защиту землеустроительных организаций, в общем мощном хоре хулы услышаны не были.

На территории ряда субъектов Российской Федерации экстренно были приняты правовые акты по установлению максимальных цен на территориальное землеустройство. Прямо скажем, установленные максимальные цены реально не отражали затраты землеустроителей и принятые нормативные акты не были экономически обоснованы. Баланс общественных и частных интересов не соблюдался. Объективные факты свидетельствовали, во-первых, о стремлении местных властей решить проблемы «дачной амнистии» за счет землеустроительных организаций, а во-вторых, отрапортовать в числе первых о выполнении поставленных федеральным центром задач.

В нашей области также был принят аналогичный правовой акт – постановление администрации Ярославской области от 31.01.2007 г. № 29-а «Об установлении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства». Предельные максимальные цены устанавливались в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на всей территории Ярославской области. Данному правовому акту также был присущ серьезный недостаток - его экономическая необоснованность. В этот период землеустроительные организации в основном руководствовались ценами, установленными в Сборнике цен и общественно необходимых затрат труда (ОЗНТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель и дополнении к нему (утверждены соответственно Приказами Роскомзема от 28.12.1995 № 70 и Госкомзема РФ от 10.04.1997 № 25). Реальная средняя цена межевания земельного участка для индивидуального жилищного строительства в 10 соток по области составляла 6 – 8 тыс. руб.

Установленные максимальные цены были в 2-3 раза ниже тех цен, которые могли бы быть на аналогичный объем работ, рассчитанных по Сборнику. И это без учета коэффициентов – дефляторов и сезона выполнения работ. Землеустроительным организациям выполнять работы по таким ценам было убыточно. С другой стороны установление регулируемых цен на землеустройство на территории области никак не повлияло на результаты проведенной в тот период предвыборной кампании.

Реализация требований постановления администрации Ярославской области «Об установлении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства» шла «туго». Были выявлены факты ухода отдельных землеустроителей в «черный» рынок. Другие организации приостановили заключение договоров с гражданами на межевание земельных участков. Третьи - стали искать заказы вне территории области.

Состоялись и судебные процессы по проблеме незаконного включения в состав работ по территориальному землеустройству отдельных видов работ, регулируемых законодательством о геодезии и картографии. Арбитражные суды различных инстанций поддержали позицию землеустроителей по данному вопросу. Окончательную точку в споре поставил Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 30.07.2008 г. № 8900/08, отказав департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в пересмотре в порядке надзора ранее вынесенных решений Арбитражного суда Ярославской области и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа.

Появилась надежда переломить появившуюся тенденцию к конфронтации с представителями департамента, контролирующего регулируемые цены и возобновить работу с гражданами по межеванию земельных участков. Но оказалось, что наступательная позиция представителей землеустроительных организаций в арбитражных судах сильно задела амбиции отдельных  государственных чиновников. Прямо на пороге Арбитражного суда Ярославской области «жалобщикам» было обещано: «… не видать вам государственных заказов», «… мы все равно вас достанем».

И действительно, не успели просохнуть печати на вступивших в силу решениях арбитражных судов, отказавшим государственным чиновникам департамента в исках, как одно из обещаний в декабре 2008 года было выполнено. Ранее принятое постановление администрации Ярославской области от 31.01.2007 г. № 29-а «Об установлении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства» было «актуализировано» применительно к новому закону о государственном кадастре недвижимости. При чем, особая оригинальность процедуры актуализации заключалась в формальной замене в ранее принятом правовом акте слов «территориальное землеустройство» на слова «кадастровые работы».

Карта Ярославской областиА как со спором о создании топографической основы при проведении кадастровых работ? Каково место геодезической составляющей этих работ? Относительно работ по территориальному землеустройству суды, казалось бы, дали однозначный ответ. А относительно кадастровых работ? Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что картографической основой кадастра являются карты и планы определенной формы и масштаба. Кто уполномочен утверждать масштаб и формы этих карт и планов? Закон называет этот орган - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В настоящее время таким органом является Минэкономразвития РФ. К сожалению, Минэкономразвития РФ с утверждением руководящего документа по составу кадастровых работ, в том числе по изготовлению карт и планов, не спешит.

Пока суд да дело, на «выручку» кадастровым инженерам как раз и пришло «актуализированное» постановление администрации Ярославской области от 31.01.2007 г. № 29-а. Правда, название документа стало более лаконичным - «Об установлении предельных максимальных цен на кадастровые работы». По использованной в приложении к постановлению терминологии, трудно установить какие виды работ и куда входят. Мало того, с учетом прошедших судов специалисты департамента учли допущенные ранее «ошибки». В новой редакции постановления цены, установленные в начале 2007 года, остались на прежнем уровне и индексированию не подлежат. А действие документа сроком не ограничено(!). Все налоги, сборы, транспортные расходы и ВСЕ другие услуги, как-то связанные с подготовкой документов для кадастрового учета земельного участка, входят в состав регулируемых цен.

В общем, идея постановления администрации Ярославской области «Об установлении предельных максимальных цен на кадастровые работы» относительно состава кадастровых работ удивительно проста – заключив договор подряда, кадастровый инженер может выбирать любой метод работы, может вообще не выходить из офиса, но итоговые документы с координатами характерных точек границ земельного участка, необходимые для кадастрового учета, заказчику выдать обязан. Если же вдруг заказчик пожелает выполнить работы, которые для кадастрового учета можно не выполнять, то такие работы кадастровому инженеру разрешено (?!) выполнять на договорных началах по свободным ценам. Пожалуй, за такое «разрешение» кадастровые инженеры должны сказать разработчикам постановления «особое» спасибо.

Кто же вновь выиграл от установления максимальных цен на кадастровые работы? Победителей искать бессмысленно. Ситуация вернулась к началу 2007 года и вновь повторяется – одни будут искать способы как «выжить» в осложнившейся экономической обстановке, другие – ловить, изобличать, штрафовать. Проигравших назвать проще – это простые граждане России.

Не лучше ли разобраться в действительных причинах удорожания кадастровых работ? От выживания к благополучию …. Именно так называлась Программа социально- экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы. С декабря 2003 года составной частью этой Программы стала областная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Ярославской области» на 2003 - 2007 годы. Программа включала подпрограмму «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Ярославской области» на 2003 - 2007 годы. Принятые областные Программы и подпрограмма находились в общем русле аналогичной Федеральной целевой программы, утвержденной в 2001 году.

Дистанционное зондирование землиЦелью Программ было создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан. На реализацию этих целевых программ из федерального и областного бюджетов было выделено не одна сотня миллионов рублей. Программы ежегодно корректировались, менялись приоритеты.

Одной из важнейших целей всех Программ было создание и обновление планово-картографической основы для ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на городских землях и межселенных территориях. Эта часть всех Программ была одной из дорогостоящих и трудоемких. Но без планово-картографической основы невозможно было создать какой-либо кадастр. Получить в 2005 году, как планировалось, актуальную планово-картографическую основу для ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости по территориям субъектов РФ так и не удалось. Первоначально выбранный вариант, предполагавший переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту, был отклонен.

С 2006 года основным стал вариант создания и ведения государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне. В этих целях Федеральная целевая программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости была продлена до 2008 года. Дополнительно приняты подпрограммы по созданию единой системы кадастра недвижимости в период 2006 - 2011 годов, а также подпрограмма по информационному обеспечению управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений. В целом в подпрограммах акцент сделан на использование современных технологий высокоточного позиционирования и дистанционного зонирования территорий и объектов.

За счет отказа от проведения дорогостоящие топографо-геодезических, аэросъемочных и картографических работ предполагается снизить совокупные общегосударственные затраты на создание базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости. При этом предполагается наличие удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.

При таком варианте ведения государственного кадастра недвижимости предъявляются высокие требования к технической инфраструктуре. На территории области были заложены основы такой инфраструктуры в виде базовых станций. Если станции будут полностью введены в эксплуатацию, это, во-первых, позволит значительно удешевить кадастровые работы, а, во-вторых, работы можно будет проводить практически в любой точке территории области. При таких условиях ставить вопрос о регулировании цен на кадастровые работы было бы возможно.

Карта Ярославской губернии 1850 годаА что же мы имеем в настоящее время? Все областные Программы и подпрограммы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Ярославской области и информационного обеспечения управления недвижимостью в настоящее время не действуют. Принято решение об окончании таких работ в рамках ранее заключенных областью договоров с подрядчиками. Актуальная топографо - геодезическая основа кадастра на территории области фактически отсутствует. Кадастровые планы территорий использовать нельзя по причине того, что при кадастровом делении территории области координаты кадастровых кварталов не установлены. Базовые станции для применения GPS – приемников фактически не пригодны. Для формирования межевого плана земельных участков со сведениями, достаточными для кадастрового учета, требуется провести значительный объем дорогостоящих полевых топографо-геодезических и камеральных работ. Реальная стоимость таких работ значительно выше установленных максимальных цен на весь состав кадастровых работ, предусмотренных постановлением администрации Ярославской области от 31.01.2007 г. № 29-а «Об установлении предельных максимальных цен на кадастровые работы».

Так к какому выбору в создавшейся ситуации подводят малый бизнес в сфере кадастровой деятельности на территории области? Подождать создания актуальной топографо-геодезической основы кадастра на территории области за счет федеральных программ? Осваивать новые территории? А как же быть с провозглашенной линией федерального центра на всестороннюю поддержку и развитие малого бизнеса на местах? Хотели как лучше, а получилось – как всегда. В реальной жизни малый бизнес чаще вынужден идти по пути выживания.

 

Правовое агентство «Своя земля»В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»