image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7 image8

АДРЕС ( схема проезда >>> )
ул. Гоголя, дом 19, офис 46

РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН - ПТ: 9.00 – 18.00, СБ - ВС: выходной
(по согласованию консультации могут быть проведены в субботу, 10.00 - 15.00)

КОНТАКТЫ
Тел./факс: 8 (4852) 45-53-87;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Решит ли жилищную проблему многодетных семей новый закон?

Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 указал, что в задаче поддержки государством молодых и многодетных семей одной из самых острых проблем остается жилье.

Не смотря на разрешение законом с 2008 года использовать «материнский капитал» на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, в регионах должна быть продолжена работа по созданию и сохранению для многодетных семей режима наибольшего благоприятствования в приобретении жилья. Здесь же он привел пример, как в Ивановской области, при рождении третьего ребенка решили бесплатно выделять земельный участок под строительство жилого дома или дачи.

Президент России посчитал целесообразным сделать эту практику повсеместной и попутно поручил Правительству РФ совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка.

В дальнейшем, чтобы ускорить этот процесс в регионах на федеральном уровне были внесены поправки в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации. При чем, сделано это было с неимоверной проворностью, не характерной для федерального чиновника.

Действительно, 11 мая 2011 года проект закона был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы, а 14 июня 2011 года он был подписан Президентом РФ под номером 138-ФЗ. Могут же работать депутаты, когда возжелает Президент!

Итак, с 17 июня 2011 года Федеральный закон от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» вступил в силу.

Что же нового «привнес» закон для многодетных семей?

Сейчас редакции статей 28 и 33 Земельного кодекса РФ предусматривают право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, также устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

А чтобы в районах и городах всем многодетным семьям хватило земли, в Земельном кодексе РФ предусмотрены нормы безвозмездной передачи федеральных и областных земель муниципальным образованиям.

Кроме того, предусмотрено право муниципальных образований передавать безвозмездно друг другу земельные участки в целях бесплатного предоставления их гражданам, которые согласно законам имеют такие льготы и привилегии.

Городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу также разрешено принимать такие земельные «подарки» из федеральных, областных и муниципальных земель.

Новеллой Федерального закона от 14.06.2011 № 138-ФЗ является закрепление определения категории семей, которые могут быть отнесены к многодетным семьям – семьи, имеющие трех и более детей. Ранее, еще Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» данное полномочие было передано субъектам России, которые самостоятельно определяли категории семей, которые относятся к многодетным семьям и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

И все же «случаи» и «порядок» бесплатного приобретения без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельных участков федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации.

Необходимо заметить, что в ряде субъектов России льготные условия приобретения земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями были предусмотрены и ранее. Например, такие льготы были установлены еще в 2003 году Законами Нижегородской, Новосибирской и Волгоградской областей.

В ноябре 2008 года Законом Ярославской области льготные условия приобретения земельных участков для индивидуального жилищного строительства были предоставлены участниками целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета.

В феврале 2011 года такие льготы получили граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилье и имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В настоящее время на территории области действуют утвержденная Постановлением Правительства Ярославской области от 14.10.2009 № 994-п областная целевая программа по улучшению жилищных условий многодетных семей на 2010 - 2011 годы. Также утверждена Постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2011 № 9-п областная целевая программа «Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Ярославской области» на 2011 - 2015 годы» с Подпрограммой «Улучшение жилищных условий многодетных семей».

По целевой программе на 2010 - 2011 годы за счет областного бюджета запланировано улучшение жилищных условий 31 многодетной семьи, а по подпрограмме – к 2015 году должны улучшить жилищные условия 182 многодетные семьи. Прямо скажем, не густо для 1306,3 тыс. человек населения области. И еще очень актуальный вопрос - как попасть в списки участников подпрограммы?

Необходимо также заметить, что областная подпрограмма улучшения жилищных условий многодетных семей на 2011 - 2015 годы предусматривает низкие показатели обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Так, в общей площади пригодных для строительства земельных участков, доля земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в 2012 году составляет лишь 10%, а к 2015 году планируется довести ее до 30%.

Следует обратить внимание и на сложности, связанные с передачей земель от одного муниципального образования другому. Здесь могут возникнуть значительные материальные расходы по подготовке и изменению документов территориального планирования, планировке территории, проведению публичных слушаний, переводу земель из одной категории в другую. Пожалуй, даже коллективу застройщиков с такими задачами справиться будет не просто.

Из всего сказанного следует очевидный вывод: федеральный законодатель, устанавливая на бумаге льготы многодетным семьям, их реализацию в очередной раз ставит в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ.

В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»

Обращаем внимание читателей на изменение адреса агентства.


Опубликовано в журнале «Информационный коммерсант» № 7-8 (130))•25 |июль|2011

Нравится

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить