image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7 image8

АДРЕС ( схема проезда >>> )
ул. Гоголя, дом 19, офис 46

РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН - ПТ: 9.00 – 18.00, СБ - ВС: выходной
(по согласованию консультации могут быть проведены в субботу, 10.00 - 15.00)

КОНТАКТЫ
Тел./факс: 8 (4852) 45-53-87;
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бремя содержания имущества… На чьи плечи оно будет возложено?

Введение налога на недвижимость, вместо налога на землю и имущество, по планам Правительства РФ предполагалось не ранее 2015 – 2017 годов. Такие сроки были обусловлены отсутствием реального единого кадастра недвижимости и оценки его стоимости.Если сведения о земельных участках в ходе так называемой «дачной амнистии» за счет граждан как-то пополнялись, была проведена кадастровая оценка земель, то с объектами капитального строительства дело тормозилось. Построенные коттеджи, дачи, кемпинги, комплексы для отдыха и развлечений многие собственники земельных участков регистрировать не спешат. Зачем спешить ведь, размер налога на имущество значительно превышает размер земельного налога. А построенный на собственной земле объект недвижимости никто не отберет, даже и при отсутствии зарегистрированного права на него.



  Но фискальная задача земельной реформы должна выполняться, кадастр недвижимости должен «работать» на деньги, бюджеты должны иметь гарантированную статью доходов. Минэкономразвития предполагает, что в России в настоящее время не менее 30% неучтенной недвижимости физических лиц. Однако по данным Союза садоводов России неоформленных строений в России гораздо больше, чем 30%, если учесть, что право собственности оформили только 20% владельцев участков. В тоже время за 11 месяцев 2010 года из собственных доходов муниципалитетов за 11 месяцев 2010 г. на долю налога на землю приходится около 8%, а на имущество физических лиц — менее 1%. И здесь Минэкономразвития видит резерв повышения доходов местных бюджетов, не менее, чем на 30%. Однако точных расчетов у ведомства нет.

Тем не менее, реальное введение налога на недвижимость в ближайшее время активно обсуждается в правительственных кругах и подведомственных правительству министерствах. Называется срок введения налога – 2013 год.

Минэкономразвития РФ еще в начале года представил в администрацию Президента РФ методику массовой оценки недвижимости. Но сегодня изменен подход к определению объекта обложения налогом. Если раньше предполагалась «создать» в кадастре единый объект недвижимости, то сейчас единая методика расчета налога будет применяться раздельно к земельному участку и зданию, строению.

Минэкономразвития предлагает скорректировать процедуру постановки на кадастровый учет недвижимости, принадлежащей физическим лицам. По замыслу делается это не с целью повышения налогов, а для увеличения числа плательщиков налога. Многие граждане после строительства недвижимости на земельных участках не регистрируют ее, ссылаясь на недострой. В результате строения не учитываются в кадастре и местные бюджеты не добирают налог на имущество физических лиц.

Как же Минэкономразвития предлагает всех «посчитать»?

По методике массовой оценки дать рыночную оценку неучтенной недвижимости нельзя, поэтому она будет близка к инвентаризационной, т. е. по данным органов БТИ. Полномочиями по выявлению неучтенной в кадастре недвижимости предлагается наделить муниципальные земельные инспекции. После «выявления» делается упрощенная оценка постройки, а стоимость строения включают в кадастровую стоимость участка и собственник начинает платить повышенный земельный налог. При этом основной задачей в этом процессе считается увеличение налоговой нагрузки на владельцев жилья бизнес и премиум - класса, а также собственников коттеджей с земельными участками.

По версии Минэкономразвития земельный налог вырастет в основном для владельцев неучтенных дачных и индивидуальных жилых домов площадью более 200 кв. м, а для собственников меньших построек налог увеличится на несколько рублей или не вырастет вовсе.

При этом потенциал для роста доходов местных бюджетов видится чиновникам колоссальный. К примеру, по их расчетам налог за большой индивидуальный дом с земельным участком может составить около 100 тысяч рублей в год. Собственники же стандартного типового жилья, а таких в стране более 80 процентов, введения нового налогообложения по замыслу вообще должны не заметить.

Действительно, на том же совещании в Пскове 23 мая 2011 года по развитию местного самоуправления В. Путин поставил социально важную задачу: «Нам надо очень тщательно продумать границы ставок и вычетов, чтобы в результате реформы не пострадали социально уязвимые граждане. Мы не допустим ситуацию, при которой пенсионеры, инвалиды будут вынуждены тратить все свои пенсии и пособия на оплату налога на недвижимость за единственную квартиру или садовый участок».

А тем временем в очередной раз потерпела неудачу попытка депутатов «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР до принятия налога на недвижимость заставить богатых заплатить в федеральный бюджет за элитное жилье и земельные участки стоимостью более 15 млн рублей, автомобили, яхты и катера дороже 2 млн рублей, а также драгоценные металлы, ювелирные украшения и произведения искусства (живопись и скульптура) дороже 300 тыс. рублей. Первая попытка заставить богатых платить налоги за роскошь была предпринята в 2008 году. Представляя законопроект, член фракции «Справедливая Россия» А. Грешневиков, наш земляк, заявил: «Чтобы не было в стране бедных, богатые должны делиться».

Как же предлагалось богатым «поделиться»? В законопроекте размер налога предлагалось установить исходя из рыночной цены предмета роскоши. К примеру, для транспортных средств ценой от 2 до 20 млн. рублей ставка составляет 1% от стоимости, от 20 до 50 млн. рублей − 3%, дороже 50 млн. − уже 5%.

В отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них): стоимостью от 15 млн. рублей до 30 млн. рублей – 1%, от 30 млн. рублей до 50 млн. рублей – 3%, свыше 50 млн. рублей – 5%.

А имеются ли примеры введения налога на роскошь? В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что налоги на роскошь появились относительно давно. Особенно активно шло развитие налога в XVII и XVIII веках. Сейчас подобные налоги существуют в той или иной форме во многих странах мира: США, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии и др. К примеру, только в Сардинии «налог на роскошь» приносит около 1 млрд. долларов ежегодно.

  Для справки. Сардиния (Sardegna) является одной из 20 областей Италии, обладая при этом автономией: здесь имеется собственный парламент, занимающийся вопросами местного самоуправления. Как и каждая область Италии, Сардиния делится на провинции, которые, в свою очередь, состоят из коммун. Коммуны обычно представляют собой населённые пункты с прилегающими к ним территориями.

В начале 2009 года на острове насчитывалось около 1,67 млн. жителей. Это очень немного в сравнении с общей площадью Сардинии, составляющей 24 тыс. кв. км (соответственно, плотность населения здесь - около 69 человек на квадратный километр).


Но парламентское большинство было начеку – усмотрело в законопроекте нарушение налогового законодательства в виде введения двойного налогообложения имущества, и законопроект был снят с рассмотрения в Госдуме.

Как бы там ни было, какие бы варианты не обсуждались в чиновничьих кабинетах, каждому необходимо задуматься: если будут принудительно считать недвижимость, надо рассчитать свои возможности по ее содержанию. Как бы не пришлось платить за садовый домик, как за жилой дом, а если уж платить придется – придать ему статус жилого дома, да еще с пропиской. Не помешает также установить четкие границы земельного участка в координатах, вычислить реальную площадь. Достоверная информация позволит сделать правильный выбор относительно юридической судьбы вашего домика и участка.

В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»


Опубликовано в журнале «Информационный коммерсант», № 6 (129)•7 |июнь|2011

Нравится

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить